В данном уроке мы расскажем вам о небольшой головной боли программистов — приведении типов. Что такое приведение типов? Это любое преобразование типа данных.
Например:
1
2
3
|
int b = 3;
double a = 1.0 * b;//преобразование типов
a = (double)b;//преобразование типов
|
Таким образом можно увидеть два способа изменения типа:
- Выполнение каких-то операций над объектом
- Явное преобразование
К каким типам можно приводить? Можно приводить к таким типам данных, которые находятся в одной иерархии. Допустим можно привести целое число к вещественному и наоборот. Можно привести класс Student к классу User и так далее. Очевидно, что приводить строку к числу бесполезно, так как это разные объекты. В таком случае обычно пользуются специальными операциями.
У более менее опытных пользователей может возникнуть следующий вопрос:
1
2
3
|
int b = 3;
double a = b;//преобразование типов 1
b = (int) a;//преобразование типов 2
|
Почему типу данных double можно присваивать тип данных int и компилятор не выдаст ошибку, а для того, чтобы double привести в int нужно явно указать тип? Оказывается безопасные преобразования, например от int к double или от сына к родителю называют расширяющими, т.е мы даем типу данных с более низкими возможностями расширится, например целому типу данных, даем возможность становится вещественным, расширяя его область применения. Преобразование называется расширяющим, если тип данных к которому мы приводим включает в себя тип данных который мы хотим привести для базовых типов.
Сужающие преобразования всегда связаны с некоторой потерей информации, например преобразовывая от double к int мы теряем все значения после запятой, что вызывает опасения у компьютера и только явное указание типа данных может уверить его, что мы делаем это преобразование в здравом уме и твердой памяти.
Рассмотрим еще раз пример с фигурами:
1
2
3
4
5
6
7
|
public class Shape {
}
public class Square extends Shape {
}
Square square;
Shape shape = square;//расширяющие преобразование
square = shape;//сужающие преобразование
|
Казалось бы преобразовывая от сына к родителю мы наоборот сужаемся, а не расширяемся, в чем причина? А причина состоит в том, что на самом деле класс Square содержит всю информацию класса Shape и преобразовываясь от сына к отцу, мы только теряем информацию специфичную для сына, которая в данный момент может быть не важна, но преобразовываясь от Shape к Square мы можем получить такую ситуацию, что у нас просто нет данных, необходимой для работы класса, например у нас нет размера квадрата, если говорить о примере выше.
И в завершении урока рассмотрим оператор instanceof, он возвращает true если объект имеет заданный тип:
1
2
|
if(new Square() instanceof Shape){//false
}
|
|