Урок 2. Типы переменных и основные операторы в С++

Для хранения информации во время выполнения программы используются переменные. Языком С++ предусматривается использование следующих типов данных , как базовых для написания программы:

  • bool — это переменная, в которой хранятся значения «true»(истина) или «false»(ложь)
  • int — переменная целочисленных значений в диапазоне от -10^9 до 10^9
  • char — данная переменная используется для хранения символов
  • double — вещественный тип данных (с плавающей запятой)
  • string — требуется для работы со строками

Переменные можно объявить в любом месте программы. Желательно делать это после подключения библиотек. Для объявления переменной сначала нужно указать тип данных, а следом объявить имя переменной. На языке С++ существуют определенные требования для обозначения переменной:
— нельзя использовать стандартные имена, заданные для обозначения каких-либо программных действий;
— название переменной должно начинаться с латинских букв;
Кроме того заметим, что после того, как мы объявляем переменную (да и вообще после каждой команды), необходимо ставить точку с запятой (;). Также напоминаем, что язык С++ чувствителен к регистру, и для него JL и jl — это разные переменные.

1
2
int JL;
double jl;

Основным оператором в программирование на любом языке является оператор присваивания (=). Свойство данного оператора заключается в способности задания переменной, находящейся справа от знака присваивания, определенного значения, которое равно выражению, стоящему справа. Важным при использовании оператора присвоения является однотипность левой и правой части.
Пример с целочисленным типом данных:

1
2
int a;
= 15; // теперь в переменной хранится значение 15

Пример с логическим типом данных:

1
2
bool b;
= true ; // переменной b присвоено значение "истина"

Пример с символьным типом данных:

1
2
char c;
= 'm' ; // теперь в переменной хранится значение "m"

Пример с вещественным типом данных:

1
2
double W ; 
= 0.555; // теперь в переменной хранится значение "0.555"

И, наконец, пример со строковым типом данных:

1
2
string U;
= " i l u " ; // теперь в переменной хранится фраза

Сейчас разберем оператор сравнения. Данные операторы возвращают значения bool-евского типы. К группе операторов сравнения относятся следующие виды операторов:

  • «Больше» (>)
  • «Меньше» (<)
  • «Больше или равно» (>=)
  • «Меньше или равно» (<=)
  • «Не равно» (!=)
  • «Равно» (==)

Примеры кода с использованием операторов сравнения:

1
2
3
4
5
6
7
bool a = 1 < 9 ; // Данное выражение "истина", т.к. 1 меньше 9 ;
int  b = 5 , c = 3 , g = 1992; 
bool d = b <= c ; // Данное выражение "ложь" , т.к. 5 не меньше 3 ;
bool e = 105 != b  ; // Данное выражение "истина" , т.к. 105 не равняется 5 ;
bool f = c >= 15  ; // Данное выражение "ложь" , т.к. 3 не больше и не равняется 15 ;
bool h = 1992 == g  ; // Данное выражение "истина" , т.к. 1992 равняется 1992 (объявленному значению переменной g) ;
bool i = (15 + b - c) > g  ; // Данное выражение "ложь" , т.к. (15 + 5 - 3 = 17) не больше 1992 ;

В последнем примере были применены операторы из следующей группы математических операторов:

  • Оператор сложения (+)
  • Оператор вычитания (-)
  • Оператор умножения (*)
  • Оператор деления (/)

Данное свойство применимо к однотипным данным, то есть в выражении все используемые переменные должны быть использованы одного типа данных.
Пример:

1
2
3
4
5
int a = 7 - 5 ; // а = 2
double b = 0.333 + 1.579 ; // b = 1.912
int c = 67 * b ; // ОШИБКА!!! Типы данных не совпадают ( с-int, а b-double)
double d = 1.0 / 0.25 ; // результатом будет 4.0
int e = 54 / 10 ; // результатом будет 5, вопреки правилам математики и действительным ответом 5.4 ;

В последнем примере ответ был получен «5», потому что для int оператор деления (/) является целочисленным делением. Для типа данных int существует также оператор «процент» (%), который возвращает остаток от деления. Все операторы, рассмотренные выше, являются бинарными операторами, т.е. операторами от двух аргументов.

А теперь рассмотрим унарный оператор — восклицательный знак (!) . Данный оператор применим только к типу данных bool , и его действие заключается в возвращении значению «истина» значение «ложь» и наоборот, т.е. отрицает рассматриваемое выражение.
Пример:

1
bool a = !true ; // Переменной a присвоено значение false (ложь);

Категория: C++ | Добавил: ghost_mod (29.09.2016)
Просмотров: 545 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *: