Для хранения информации во время выполнения программы используются переменные. Языком С++ предусматривается использование следующих типов данных , как базовых для написания программы:
- bool — это переменная, в которой хранятся значения «true»(истина) или «false»(ложь)
- int — переменная целочисленных значений в диапазоне от -10^9 до 10^9
- char — данная переменная используется для хранения символов
- double — вещественный тип данных (с плавающей запятой)
- string — требуется для работы со строками
Переменные можно объявить в любом месте программы. Желательно делать это после подключения библиотек. Для объявления переменной сначала нужно указать тип данных, а следом объявить имя переменной. На языке С++ существуют определенные требования для обозначения переменной:
— нельзя использовать стандартные имена, заданные для обозначения каких-либо программных действий;
— название переменной должно начинаться с латинских букв;
Кроме того заметим, что после того, как мы объявляем переменную (да и вообще после каждой команды), необходимо ставить точку с запятой (;). Также напоминаем, что язык С++ чувствителен к регистру, и для него JL и jl — это разные переменные.
Основным оператором в программирование на любом языке является оператор присваивания (=). Свойство данного оператора заключается в способности задания переменной, находящейся справа от знака присваивания, определенного значения, которое равно выражению, стоящему справа. Важным при использовании оператора присвоения является однотипность левой и правой части.
Пример с целочисленным типом данных:
1
2
|
int a;
a = 15; // теперь в переменной хранится значение 15
|
Пример с логическим типом данных:
1
2
|
bool b;
b = true ; // переменной b присвоено значение "истина"
|
Пример с символьным типом данных:
1
2
|
char c;
c = 'm' ; // теперь в переменной хранится значение "m"
|
Пример с вещественным типом данных:
1
2
|
double W ;
W = 0.555; // теперь в переменной хранится значение "0.555"
|
И, наконец, пример со строковым типом данных:
1
2
|
string U;
U = " i l u " ; // теперь в переменной хранится фраза
|
Сейчас разберем оператор сравнения. Данные операторы возвращают значения bool-евского типы. К группе операторов сравнения относятся следующие виды операторов:
- «Больше» (>)
- «Меньше» (<)
- «Больше или равно» (>=)
- «Меньше или равно» (<=)
- «Не равно» (!=)
- «Равно» (==)
Примеры кода с использованием операторов сравнения:
1
2
3
4
5
6
7
|
bool a = 1 < 9 ; // Данное выражение "истина", т.к. 1 меньше 9 ;
int b = 5 , c = 3 , g = 1992;
bool d = b <= c ; // Данное выражение "ложь" , т.к. 5 не меньше 3 ;
bool e = 105 != b ; // Данное выражение "истина" , т.к. 105 не равняется 5 ;
bool f = c >= 15 ; // Данное выражение "ложь" , т.к. 3 не больше и не равняется 15 ;
bool h = 1992 == g ; // Данное выражение "истина" , т.к. 1992 равняется 1992 (объявленному значению переменной g) ;
bool i = (15 + b - c) > g ; // Данное выражение "ложь" , т.к. (15 + 5 - 3 = 17) не больше 1992 ;
|
В последнем примере были применены операторы из следующей группы математических операторов:
- Оператор сложения (+)
- Оператор вычитания (-)
- Оператор умножения (*)
- Оператор деления (/)
Данное свойство применимо к однотипным данным, то есть в выражении все используемые переменные должны быть использованы одного типа данных.
Пример:
1
2
3
4
5
|
int a = 7 - 5 ; // а = 2
double b = 0.333 + 1.579 ; // b = 1.912
int c = 67 * b ; // ОШИБКА!!! Типы данных не совпадают ( с-int, а b-double)
double d = 1.0 / 0.25 ; // результатом будет 4.0
int e = 54 / 10 ; // результатом будет 5, вопреки правилам математики и действительным ответом 5.4 ;
|
В последнем примере ответ был получен «5», потому что для int оператор деления (/) является целочисленным делением. Для типа данных int существует также оператор «процент» (%), который возвращает остаток от деления. Все операторы, рассмотренные выше, являются бинарными операторами, т.е. операторами от двух аргументов.
А теперь рассмотрим унарный оператор — восклицательный знак (!) . Данный оператор применим только к типу данных bool , и его действие заключается в возвращении значению «истина» значение «ложь» и наоборот, т.е. отрицает рассматриваемое выражение.
Пример:
1
|
bool a = !true ; // Переменной a присвоено значение false (ложь);
|
|